Тренды последних лет берут курс прямиком на 90-е и 2000-е. Две взаимосвязанные и такие одновременно непохожие эпохи диктуют моду: что в одежде, что в стиле жизни просматриваются некоторым уже знакомые, для кого-то совершенное новые — детали и предметы. Пленочная фотография, так быстро забытая в середине нулевых, вновь возвращается в моду. И надо сказать, в довольно странной интерпретации. Если быть точным — в интересе к самым простым и даже примитивным пленочным камерам. И никого не смущает качество картинки — суть не в этом. Суть в настоящей, физически ощутимой фотографии, которую получаешь не тут же на экране смартфона, а спустя время. Такое фото ценнее. Ну и элемент саспенса тоже имеется: всегда интересно посмотреть, что же там вышло с пленки, отснятой месяц назад. Но как камеру выбрать? Какие нюансы учесть? Несмотря на простоту самих фотоаппаратов, в выборе не все так просто. Давайте разбираться.
Условно можно поделить пленочные мыльницы на три вида — примитивные с минимумом функций, более сложные — с зумом и наворотами и, назовем их, «элитные» камеры — сокровища для коллекционеров или реальные чудеса техники своего времени.
Но для начала: что объединяет их все? Во-первых, простота управления; буквально — получение фото одним нажатием на кнопку. Во-вторых, полная автоматика. Думать не нужно — камера все сделает за вас. В-третьих, все они снимают на самый ходовой в те времена (да и сейчас тоже) формат фотопленки — 35 мм.
Теперь пройдемся по всем трем видам подробнее.
1) Самые простые.
В некотором роде эти камеры уникальны — использовать их проще простого, потому что от своего хозяина они не требуют ничего кроме пленки и батареек (чаще всего пальчиковых АА). Бывают автоматические и механические. Первые мотают пленку сами, вторым — нужно немного помочь. Имеют, в основном, фиксированные выдержки и диафрагмы. А еще вспышку — и чаще всего неотключаемую. Производители: обычно мало известные китайские фирмы, поэтому сборка порой сомнительная, а объективы иногда дают неожиданные эффекты при съемке — виньетируют и искажают. Стоят по 2000. Подходят яростным экспериментаторам и фанатам необычных эффектов на фото. Пленку можно ставить самую дешевую, потому что особенного качества от этих камер ждать не стоит.
2) Камеры посложнее
Это фотоаппараты для желающих хоть что-нибудь настроить, но без особых заморочек. Опять-таки все автоматическое — фотоаппарат думает за вас сам. Никаких страшных «выдержек» и диафрагм". Но кое-что подкорректировать в работе такой камеры можно. Например, поколдовать со вспышкой — поставить на режим «устранение эффекта красных глаз», заполняющую вспышку (мощнее обычной), ночной режим или вовсе отключить. Еще часто такие мыльницы оснащены таймером и автоспуском. Объективы у таких фотоаппаратов имеют стеклянные линзы и зум, а затвор отрабатывает не одну выдержку, а несколько. В общем и целом — самые ходовые фотоаппараты, самые удобные и не очень дорогие. Стоимость в диапазоне от 5000 рублей. Производились всеми уважающими себя фотогигантами: Canon, Olympus, Nikon, Pentax, Kodak, Minolta.
3) «Элитные» мыльницы
Интересны ценителям редкостей, коллекционерам. По функционалу схожи с типом номер 2, чаще всего не отличаются от них вовсе, но стоят заметно дороже. Иногда это просто культовые камеры вроде Olympus mju i с объективом с фиксированным фокусным расстоянием. Иногда — например, Pentax Espio, чрезвычайно красиво и стильно выглядящие, напоминающие предметы роскоши. Еще бывают просто довольно старые камеры, которые ценны тем, что им много лет, и они давно приобрели статус «чудо техники» своей эпохи.
Вот несколько базовых отличий пленочных мыльниц. Однако как и при выборе любой камеры, здесь стоит руководствоваться золотым правилом: брать камеру, которая просто ляжет в руку. Иными словами: понравится больше всего.